The One House

ADDAWARDS.RU: от премии – к экосистеме

Основатель самой популярной дизайн-премии ADDAWARDS.RU Руслан Чернобаев рассказал нам об истоках, настоящем и будущем своего проекта.
Руслан Чернобаев, генеральный директор и владелец FineStreet Media Group —многопрофильного медиа-холдинга, работающего на стыке нескольких индустрий; инициатор и организатор значимых событий в сфере дизайна, декора и архитектуры в Санкт-Петербурге и в Москве; президент международной профессиональной независимой премии для архитекторов, дизайнеров и декораторов ADDAWARDS.RU.
Руслан, у вас богатый опыт в создании успешных медиапроектов. Десять лет вы развиваете дизайн-премию ADDAWARDS.RU. А недавно заявили о создании на её основе экосистемы ADDAPRO.RU, что стало новым этапом развития всего проекта. Какие ключевые элементы вы считаете наиболее важными для аккумулирования «внутренней энергии» и саморазвития экосистемы? Как планируете их реализовать?
За десять лет вокруг премии ADDAWARDS.RU сформировалось онлайн-сообщество профессионалов рынка дизайна и архитектуры. Оно состоит из пяти очень важных функциональных элементов. Первый, базовый элемент — это наши участники, которые ежегодно размещают свои проекты на сайте премии. В прошлом сезоне их число превысило 5,5 тысяч человек. В целом же на платформе зарегистрировано более 25 тысяч личных кабинетов, собственники которых когда-либо подавали свои работы на участие в премии. Без этих людей никакой экосистемы быть не может.

Следующая ступень взаимодействия с премией — это амбассадоры. Они уже принимали участие в премии, знают и понимают её внутренние принципы, разделяет ценности и при этом занимают активную позицию на рынке – амбассадоры не только работают, но и формируют вокруг себя информационное поле. Мы с удовольствием их поддерживаем, особенно тех, кто работает в регионах, потому что они расширяют границы информационного охвата и увеличивают приток новых участников. Заинтересованность и отзывчивость амбассадоров помогает нам определиться с нововведениями, поскольку именно вместе с ними мы проверяем ключевые тезисы развития премии и сообщества.

Третий элемент — это экспертный совет. В него входят профессионалы высокого уровня с большим портфолио реализованных проектов, победители престижных конкурсов, в том числе и нашей премии, а также преподаватели профильных вузов и представители специализированных СМИ. Эксперты понимают алгоритм нашей работы с рынком, знают, насколько у нас всё прозрачно, имеют достаточный опыт для того, чтобы мы могли им доверить формирование шорт-листа премии. Шорт-лист – это первый отборочный тур каждого сезона. Из более двух тысяч заявленных проектов эксперты выбирают до семисот лучших.

Четвертый ключевой элемент премии — это Высокое жюри, признанные авторитеты интерьерного и архитектурного рынка. Это независимые игроки, которые формируют итоговое информационное поле, обладающие глубокой компетенцией и пониманием актуальных вопросов дизайна. В жюри могут входить маститые архитекторы и дизайнеры, учредители и главные редакторы ключевых медиа, ведущие преподаватели учебных заведений и другие известные профессионалы с безупречной репутацией.

И пятым неотъемлемым элементом нашей экосистемы являются поставщики и производители товаров и услуг на рынке интерьерного дизайна и архитектуры малых форм. Это объясняется тем, что наш проект рыночный, перед ним не стоит никакой академической задачи, мы объединяем лучших среди равных на данном этапе развития индустрии. Производители создают продукты и товары, которыми потом архитекторы и дизайнеры украшают пространства, наполняют свои объекты и формируют «денежные потоки». Вот почему для нас партнерство с ними всегда важное и ключевое.

Все пять элементов – участники, амбассадоры, эксперты, жюри и партнеры – замыкаются нами в экосистему addapro.ru. Центр экосистемы сформирован, сейчас мы принимаем новые заявки и организуем взаимодействие между участниками.

Основная внутренняя энергия профессионального сообщества — это стремление к поиску надежных партнеров, к получению обратной связи от своих коллег и к формированию определенного рода ценностей. Эти ценности базируются на трех главных принципах: профессионализм, независимость и актуальность.
Премия ADDAWARDS.RU демонстрирует устойчивый рост. Как вы видите эволюцию премии в рамках развивающейся экосистемы? Какие новые возможности появятся у участников платформы?
Развитие проекта ADDAWARDS.RU обусловлено тем, что мы используем в работе несколько форматов. Большая часть активности происходит онлайн, но с наиболее эффективными участниками проекта мы организуем оффлайн-встречи. В этом году мы впервые в Москве провели первый инновационный ADD Forum. Я расшифровываю ADD как Analog & Digital Design. Суть в том, что мы показываем, как можно перевести аналоговые процессы в мире дизайна в «цифру». В этом и состоит основная задача и миссия нашего проекта на новом этапе – формировать диджитал-сообщество вокруг всем понятных процессов в мире архитектуры и дизайна. Мы отбираем новые цифровые сервисы для дизайнеров и объединяем их в экосистемное решение для профессионалов.
Считается, что дизайн — это один из языков свободы. Какие конкретные вызовы или ограничения, на ваш взгляд, существуют сегодня в российской интерьерной индустрии, которые препятствуют полной реализации этой свободы?
Да, я всегда говорил, что дизайн — это язык, который не требует перевода. Каждый интуитивно может понять, насколько удобно, эргономично, красиво, модно то или иное произведение дизайнерского искусства. Лично для меня в дизайне прежде всего важна функция. Я не очень приемлю дизайн ради дизайна, когда предмет превращают в арт-объект. Поэтому главное — это востребованность на рынке. И одна из основных проблем российского дизайна, как языка свободы, наша обособленность от мирового дизайна, ограничение количества международных контактов в первую очередь из-за политической ситуации, во вторую – из-за транспортных, точнее, логистических блоков. И тем ценнее становятся онлайн-связи, онлайн-контакты с точки зрения взаимопроникновения дизайнерских идей. В качестве примера могу сказать, что уже два года подряд мы организовываем онлайн-лекции нашего партнера и друга премии Карима Рашида в рамках выставки ArtDom. На них собирается аудитория в 500–700 человек, которые приходят просто послушать. Показательно ли это для сегодняшнего рынка? Да. На мой взгляд основной блок сейчас — это отсутствие прямых контактов с международными дизайнерами, компаниями, и мы, как можем, преодолеваем этот блок внутри нашего сообщества.
Какие направления и тренды в дизайне и архитектуре, по вашему мнению, наиболее полно отражают стремление к свободе в современном образе жизни?
Я достаточно иронично отношусь к понятиям «тренды» и «мода» в дизайне и архитектуре. Особенно в архитектуре. На мой взгляд, нами всеми правит здравый смысл и логика, которые отражены в золотом сечении, в спирали Фибоначчи. И каждый тренд должен отталкиваться от этих вечных ценностей, которые сформировали современную эстетику в области архитектуры и дизайна интерьеров. Мне намного ближе алгоритмические решения цифрового мира, чем некоторые экстремальные проявления в арте, в том числе в диджитал арте. В то же время я большой поклонник современного искусства, которое позволяет посмотреть по-новому на какие-то старые и понятные вещи. Не случайно с большим интересом мы отслеживаем цветовые тренды, которые определяют эстетику окружающих нас пространств. Я с большим вниманием отношусь к появлению новых архитектурных и дизайнерских трендов. Слежу за всплеском их популярности и угасанием, как это только что произошло с эстетикой лофта. Лично мне очень нравится, когда в рамках одного пространства реализуются несколько архитектурных и дизайнерских направлений. К примеру, нравится, когда фьюжн не превращается в какой-то фарс или безудержную эклектику, а становится интересным раскрытием пространства, где слой за слоем ты можешь погружаться в различные зоны и менять настроение — и свое, и пространства вокруг себя. Умение пользоваться этими инструментами для меня является основной свободой творца в области архитектуры и дизайна.
Ваш опыт в IT и интерьерной индустрии уникален. Как, по вашему мнению, IT-технологии могут быть наиболее эффективно интегрированы в процесс проектирования, строительства и эксплуатации премиальных интерьеров?
Основным развитием моей личной экспертизы в данный момент как раз является объединение моих IT-компетенций и «насмотренности» в интерьерной индустрии. Насколько я вижу, IT-технологии сейчас максимально заточены на то, чтобы быстро и эффективно научиться решать ключевые задачи в области формирования и реализации проектов, сведения различных видов работы в рамках создания проекта под ключ - подбор поставщиков, выбор интересных товаров, интеграции новейших услуг. Я ожидаю в течение ближайших двух лет появления действительно хороших интересных проектов в области применения искусственного интеллекта в дизайне и архитектуре. Я совершенно уверен, что скоро и в области интерьерного дизайна появится некий внутренний стандарт, наподобие BIM, который существует в большом строительстве и архитектуре. Я уверен, что новые технологии и новые материалы позволят совершить прорыв в классическом подходе к дизайну интерьера. Никто же не стремится поменять привычные нам столы, стулья и кровати на что-то невероятно уникальное, но поиск форм и новых материалов, с учетом новых цифровых технологий обязательно приведет к прогрессу.
С некоторых пор экосистема ADDAWARDS.RU включает девелоперов. Какую роль, по вашему мнению, играют девелоперы в формировании качественной интерьерной среды? И как можно эффективно наладить их взаимодействие с архитекторами и дизайнерами?
Девелоперы и девелоперские продукты, которые сейчас вышли на новый уровень конкуренции, являются для премии и для сообщества в целом движущей силой в прямом смысле этого слова. Если девелопер понимает, что в условиях плотной конкуренции его проект может получить дополнительные преимущества за счет интересных архитектурных решений фасада, мест общего пользования, он будет уделять больше внимания организации внутренних пространств, общественных территорий, которыми являются дворы, места общего пользования внутри жилых и иных комплексов. Дизайнеры и архитекторы, создающие проекты, в свою очередь тоже начнут уделять этому больше внимания: будут комплектовать объект премиальными материалами, использовать новые технологии. И это станет еще одним стимулом для развития рынка. Мы это отмечаем по итогам премии: последние два года именно такие проекты получают высшую оценку и берут гран-при ADDAWARDS.RU.
Вы планируете запустить еще несколько проектов в рамках экосистемы ADDAWARDS.RU. Не могли бы вы рассказать о них чуть подробнее, хотя бы в общих чертах?
Если говорить о новых проектах, которые помогут развить экосистему ADDAPRO.RU, то самый назревший – это ADD Media. Это профессиональное медиа, работающее на стыке трех рынков: архитектуры, дизайна и девелопмента. Мы будем смешивать самые свежие и интересные новости с этих трех рынков в уникальный по контенту дайджест новостей со всего мира. Я уверен, этот ресурс будет востребован и даст очень хорошую перспективу развития всей экосистеме.

Следующий момент — это создание цифровой платформы по подбору товаров и услуг от производителей и поставщиков, которые дизайнеры могут использовать в своих проектах. Пилот под названием ADD Space уже запущен на нашем сайте. Мы сейчас подключаем к его тестированию дизайнеров, архитекторов и поставщиков.

Третий проект — это единое окно доступа ко всем цифровым сервисам. Его рабочее название Design ID. Регистрируясь на платформе ADDAWARDS.RU, каждый участник экосистемы получает индекс, а вместе с ним и доступ либо тестовый, либо привилегированный к тем цифровым сервисам, которые мы отобрали и предварительно протестировали. Несколько таких сервисов уже реализуются, и в ближайшее время они станут рыночными инструментами.

Есть еще один интересный проект. Это совершенно новый поворот и новый формат в нашей работе. Он ориентирован на работу с поставщиками и производителями, с тем самым нашим пятым элементом, о котором я говорил в самом начале интервью. И пока что детали этого проекта я сохраню в тайне. В следующий раз с удовольствием расскажу о нем более подробно.